В работе Исследовательского центра «Базис» перекликаются сразу несколько тем — прошлое (родословие), будущее и формирование самответственности общества. Мы считаем, что эти три направления неразрывно связаны между собой. Обретая крепкие корни, знания о них, человек увереннее смотрит вперед, планирует и осознает свое место в мире, цель жизни. С этим пониманием рождается ответственность за каждый свой шаг, за выбор, который делается ежемоментно. «Будущее человека зависит от самого человека, от принимаемых им в каждое мгновение решений, от соответствующих этим решениям действий. А деятельность и решение каждого человека зависят от того, как он себе в определенный момент мыслит свое бытие – прошлое, настоящее и будущее», — мы предлагаем к прочтению статью Ольги Витальевны Пащенко, которая философски подходит к данной теме, связывая между собой все три направления исследования «Базиса».
РОЛЬ БУДУЩЕГО В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
О. В. Пащенко
Современная социокультурная ситуация порождает множество противоречивых вопросов, которые непосредственно связаны с человеком и будущим человечества вообще. В ХХI в. мы явно ощущаем некое противостояние научно-технического прогресса духовной сфере общества. Живое общение заменяется телефонным, реальные друзья – виртуальными, чтение – компьютерными играми и т. д. Все это подрывает устойчивость духовного развития человека. Развитие технологий является одной из наиболее ярких причин, способствующих переустройству окружающего мира, но также фактором, спровоцировавшим кризис ценностей современного человека. Динамика жизни увеличивается настолько, что психика человека не успевает подстроиться и свыкнуться с переменами, порождая состояние дезориентации личности. Рушится иерархия ценностей, что приводит к потере целостности личности. Поэтому в сложившейся ситуации возникает интерес к проблемам будущего человека и человечества в целом. Изучая культуру разных исторических эпох, исследователи часто приходят к выводу, что в разные времена доминирует тот или иной временной модус, оказывающий влияние на человека. Т. А. Алексина, автор монографии «Власть Хроноса», выделяет несколько типов темпоральной ориентации культур: этернализм – ориентация на мифическую вечность; ретроспективизм – направленность в прошлое; перспективизм, находящий выражение в утопических идеалах; презентизм – ориентация на физическое настоящее [См.: 1].
В современной культуре будущее превалирует над настоящим и прошлым, более того, в настоящем ценны лишь те моменты, которые служат ориентиром для будущего. И. Кант писал: «До сих пор мы как следует не знаем, что такое действительно человек, хотя сознание и чувства должны бы нам дать ясное понятие об этом; насколько же меньше мы можем угадать, чем он должен стать в будущем» [4, с. 260]. «Время и пространство есть средства, которые даны неопределенно, но категориально определяются через систематический акт рассудка, а именно как продолжительность, одновременность и упорядоченная очередность; как делимое измеримое пространственное единство, определяющее со своей стороны сущность данной материи» [См.: 10]. Из вышесказанного следует, что способность к восприятию пространства и времени находится непосредственно в сознании человека, а содержанием наполняются в результате опыта. Именно человек в процессе жизнедеятельности способен менять и преобразовывать мир благодаря умению наполнять время смыслом. Время можно рассматривать не только как некий результат культуры и цивилизации, но и как жизнь человека, связанную с возрастом, взрослением и старением. Субъект конструирует свою жизнь с помощью времени. И здесь определяющим модусом времени становится будущее. «Будущее является сложным образованием, поскольку содержит еще и семена, которые могут быть оплодотворены встречным потоком из будущего, а могут быть не оплодотворены. Это означает, что будущее всегда избыточно, и в то же самое время в нем всегда присутствует необходимое семя, которое может быть выброшено вовне и в виде некой знаниевой формы, которая собственно и является представителем будущего в другой сфере – сфере складывающегося здесь бытия, чтобы в конечном счете обрести экзистенциальные очертания факта есть» [См.: 5]. Будущее превращается в будущность, в которой существование человека приходит к наиболее свойственной ему возможности бытия. Будущее и есть тот модус бытия, который заполнен смысложизненными значениями. Будущее вариативно. Будущность является тем вариантом будущего, который наступит после настоящего. «Будущность – глубокое изменение темпоральной структуры человеческого восприятия, в рамках которой будущее становится главной ориентацией не только воображения, но и деятельности. Будущность означает бесконечную борьбу и обеспокоенность, растущую неспособность к отдыху» [См.: 2]. Будущность является временным модусом, который непосредственно связан с образом будущего конкретного человека. Моделируя образ желаемого будущего, сознание человека задает определенную программу, на выполнение которой направляются усилия человека. И из всего многообразия вариантов будущего наступает только один. Будущее – это некий идеальный объект. Мы можем мыслить о будущем, но это будут лишь наши желания, мечты, планы, надежды и тревоги. «Будущее проявляет себя в соответствующих аспектах ценностей, целей, проектов будущего продукта, схем деятельности и возможностей их воспроизводства, в последствиях» [См.: 5]. Но, несмотря на все желание и способность фантазировать, человек строит планы наиболее вероятностного развития событий. И вся его деятельность направляется на реализацию этих планов. Таким образом, будущность человека непосредственно связана с его возможностями. Согласно К. Ясперсу, исследование будущего невозможно. «Будущее не исследуется, а только предчувственно осознается, и лишь душа поэта или философа, потрясенная и по-особому настроенная, становится ясновидящей, и вообще прогноз должен отражать тенденции настоящего, значение которых лишь в том, что они являются вопросами к будущему» [9, с. 155]. В современном мире очень важно именно осознавать будущность. Совершая те или иные действия, необходимо осмысливать, как результаты скажутся на человеке. Экологический кризис явно свидетельствует об этом. Помимо экологических проблем, начиная с ХХ в. возникает антропологический кризис. Человек находится в поиске своей идентичности. Происходит уничтожение «человеческого» в человеке. А именно сфера души претерпевает глубокие изменения. Мы можем говорить о «болезни души», которая проявляется в состояниях подавленности, отчаяния, безысходности и т. д. К. Ясперс считал, что «забота о будущем человека – забота о сохранении самой природы человека. Речь идет о том, что человек может потерять себя, человечество незаметно для самого себя или в результате страшных катастроф – вступить в стадию нивелирования и механизации в жизнь, где нет свободы и гуманности. Речь идет о глубокой озабоченности судьбой человека вообще» [9, с. 160]. Здесь следует обратиться к философии экзистенциализма как к одной из возможностей выхода из сложившейся ситуации. Согласно экзистенциалистам будущее человека зависит от самого человека, от принимаемых им в каждое мгновение решений, от соответствующих этим решениям действий. А деятельность и решение каждого человека зависят от того, как он себе в определенный момент мыслит свое бытие – прошлое, настоящее и будущее. Если человек понимает свое существование как закономерное, то он будет соответственно поступать и осуществлять свою идею о будущем. Результаты этой деятельности будут определяться теми возможностями, которые были скрыты в бытии. Таким образом, будущее может соответствовать в дальнейшем представлениям человека только в том случае, если он правильно истолковал бытие, т. е. воспринял его как собственное [7, с. 103]. Основой будущности является экзистенциальный выбор. «Экзистенциальный выбор – это выбор особого, высшего порядка, он требует от субъекта актуализации глубинных ценностно-смысловых образований его личности» [3, с. 284]. Перед выбором человек находится постоянно, все существование человека связано с ним. В каждый момент своей жизни посредством выбора человек не только творит самого себя, но и определяет свое будущее. Сущность человека открывается в процессе становления, однако тенденция к самоактуализации – не единственная, заложенная в человеке, и ей приходится конкурировать с другими в процессе создания человеком своего собственного облика. Человек может выбрать путь отказа от самоактуализации, снижения своего человеческого потенциала, а может выбрать путь, при котором этот потенциал будет сохраняться и развиваться [6, с. 40–54]. На выбор человека в первую очередь влияет система ценностей, привитых ему. Ранее мы уже говорили о кризисе системы ценностей современного человека, о его дезориентации в мире. Следовательно, и выбор человек делает неправильный. Феномен неправильного выбора и ложной свободы – это когда человеку кажется, что его покорность враждебному миру и его несправедливым устоям, нежелание с ними бороться – это осуществление его собственной воли, сознательное решение [8, с. 68]. В этом случае люди не желают нести ответственность за свои поступки, растворяются в толпе, становятся безликой серой массой. Неправильный выбор ориентирован на внешнюю сторону жизни человека (высокооплачиваемая работа вместо интересного и любимого дела, получение диплома, а не качественного образования и т. д.). «У человека есть такой выбор – “не быть человеком”. И слишком часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда человек делает такой выбор. Человек может выбрать “не быть человеком”, может отказаться от собственной возможности быть им, от своей человеческой сущности» [6, с. 40–54]. В таком случае, если человек не может реализовать себя позитивно, то он стремится к разрушению. Разрушая, человек пытается объяснить самому себе свое место в мире через власть над окружающим. Но этот выбор всегда неправильный, так как противоречит одному из главных принципов, выделяющих человека из природной среды, – принципу духовности. Неправильный экзистенциальный выбор приводит к заступанию чуждой для «внутреннего человека» будущности, где он не чувствует себя гармоничным, целостным и счастливым. За внешне успешными людьми скрываются внутренне раздробленные, нереализованные личности, которые прячутся за материальные предметы, социальный статус, наполняют жизнь развлечениями. Поэтому в современной социокультурной ситуации не хватает именно моральной основы, которая бы помогала человеку делать правильный экзистенциальный выбор, тем самым созидая благоприятное будущее как для себя лично, так и для человечества в целом.
Источник статьи: https://cyberleninka.ru/article/v/rol-buduschego-v-zhizni-sovremennogo-cheloveka
- Алексина, Т. А. Время как феномен культуры [Электронный ресурс] / Т. А. Алексина. – Режим доступа: http://www.chronos.msu.ru/old/RREPORTS/aleksina_vremia.html.
- Бергер, П. Понимание современности [Электронный ресурс] / П. Бергер. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/349/949/1219/15-Berger.pdf.
- Василюк, Ф. Е. Психотехника выбора / Ф. Е. Василюк // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. – Москва: Смысл, 1997. – С. 284–314.
- Кант, И. Всеобщая естественная история и теория неба. 1755 г. // Сочинения: в 6 т. Т. 1 / И. Кант. – Москва, 1963. – 260 с.
- Королев, П. Очерк по футурологии [Электронный ресурс] / П. Королев. – Режим доступа: http://Imgo.leveinternet.ru/images_future1.doc.
- Леонтьев, Д. А. Что такое экзистенциальная психология? / Д. А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. – Москва: Смысл, 1997.
- Мирошников, Ю. И. Футурологические перспективы современного человека как объект философского анализа / Ю. И. Мирошников, Е. С. Юркова // Известия Уральского Федерального университета. Сер. 3. Общественные науки. – 2007. – № 4. – С. 97–113.
- Петросян, М. М. Особенности экзистенциальной картины мира в рассказе А. Камю «Ренегат, или смятенный дух» / М. М. Петросян // Социум. – Москва: Социум, 2014.
- Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – Москва: Политиздат, 1991. – 527 с. 10. Grayeff, F. Deutung und Darstellung der Theoretishen Philosophie Kants: Ein Kommentar ruden grahdlegenden Teilen der reinen Vernunft [Electronic resource] / F. Grayeff. – Hamburg. – URL: http://philpapers. org/rec/WELDUD.
Сдано 23.05.201