Одной из основных тем исследований центра «Базис» является образ будущего. Создавая его, человек в какой-то мере определяет свой собственный жизненный ориентир, на достижение которого направляет силы и действия. Давно известный прием раскачивания так называемого «маятника» в примитивной трактовке звучит так: думать как можно больше о том, что вы хотите получить. Исходя из это полагаем, что образ будущего равен тому о чем сегодня «думают» люди, во что вкладывают свою энергию.
Продолжая эту тему, предлагаем читателям ознакомиться с отрывком из статьи нашего постоянного автора — доцента кафедры философии и культурологии философского факультета ОГУ им. И.С. Тургенева Инги Желтиковой. В своей работе Инга Владиславовна изучает тенденции развития личности современного человека, о чем думаем, к чему идем…
Самосознание человека будущего
Желтикова И.В.
В истории цивилизации можно выделить два типа осознания человеком себя: путем противопоставления «Я» всему прочему миру, и самоощущение через отождествление себя с теми или иными системами окружающего мира. Какую из этих моделей можно считать перспективной? Мы выскажемся в пользу второй модели и попытаемся здесь указать отдельные ее черты, намеки на которые находим в тенденциях современной культуры.
Первой чертой нового самоощущения человека мы назовем «возвращение укорененности». Хайдеггеровское понятие «укорененность» призвано обозначить ощущение связи человека с почвой, в которую уходят корни его рода, этноса, культуры, языка. Новым масштабом, в который будет вписывать себя человек будущего, как мы полагаем, выступит вся планета Земля. Различные экологические движения, набирающие обороты с середины ХХ века, свидетельствуют о формировании новой стороны человеческого самосознания – осознания связи с планетой как сложной экосистемой, в которой человек занимает, хотя и главное, но не исключительное место. Необходимость защиты природы от человека – лесов от вырубания, рыб и животных от истребления, воды и воздуха от загрязнения, осознавалась не только в связи с небывалым прогрессом промышленной деятельность, но и освобождением самого человека от векового страха перед природой. Для того, что бы оценить красоту природного равновесия, его хрупкость – потребовался «взгляд со стороны», взгляд горожанина, лишенного исходной связи с «родной почвой».

Второй чертой будущего самоощущения человека мы назовем ослабление ощущения самотождественности в пользу возникновения много-тождественности. Начало этого процесса мы усматриваем в процессе формирования у человека вариативных «игровых личностей». Современному человеку свойственно такое самовыражение как создание «ненастоящих вариантов себя», такого себя, каким человек хотел бы быть; считает, что мог бы быть; себя, которым интересно было бы быть; и себя, просто отличного от себя настоящего. Конечно, размышления об «игровых личностях» функционирующих в современной культуре в первую очередь касаются присутствия человека в виртуальной реальности, создаваемой при помощи ПК и системы Интернет, реальности, отличающейся анонимностью. Псевдонимы, Ники, аватары, юзерпики приносят ощущение абсолютной свободы самопрезентации. Онлайн игры, дискуссии на форумах, интернет дневники, именные сайты, сетевые публикации дают человеку не только широкие возможности проявить себя, но и проявить себя в качестве кого-то иного. Однако виртуальная реальность – это хотя и самая яркая, но далеко не единственная сфера присутствия игровых личностей. Досуговая жизнь в современном мире в большинстве своем может быть оценена как жизнь игровых личностей. Офисный клерк играет по вечерам в байкера, домохозяйка осваивает танцы гетер, бизнесмен в отпуске превращается в морского волка, преподаватели в летние каникулы играют в первооткрывателей джунглей. К этому можно добавить различные виды девиантного поведения, от традиционных лже-личностей мошенников до поклонников пластической хирургии и трансвеститов.

Такое положение дел указывает на готовность в будущем человека отказаться от самоощущения атомарной личности в пользу возможности проявления вариативных позиций в системе Я – общество. Не закрытость в себе личности-монады, а направленность на постоянные метаморфозы, на осваивание все новых социальных позиций – вот один из векторов будущего самоощущения. Это ощущение многотождественности подразумевает отсутствие замкнутости границ Я, стремление человека открывать все новые социальные возможности. Это самоутверждение не путем навязывания своего Я другим, а обретение других Я своей самости.
Третье направление возможных изменений в самоощущении человека мы связываем с коллективной самореализацией объективно необусловленных групп. До недавнего времени социальные группы, в которые был включен человек, группы, обеспечивающие его социализацию и определяющие место в обществе, формировались в результате объективных процессов в сферах экономики, политики, духовной жизни. Семья, друзья, коллеги по работе, соседи – эти группы задавали структуру социальных взаимосвязей личности, и сами в свою очередь были жестко детерминированы территориальным и временным единством, этической и правовой системой, образовательными и экономическими показателями.
Виртуальная реальность и виртуальное общение в последнее время активно исследуются психологами, социологами и социальными философами. Изменения, фиксируемые этими исследователями, затрагивают сам принцип социальных взаимодействий. Отличительные черты уже существующих виртуальных сообществ связаны с состоянием постоянной их нестабильности. Непрерывное пребывание как бы в точке бифуркации порождает их положительные и отрицательные стороны. Существуя по принципу самоорганизации, такие сообщества в любой из моментов имеют бесконечное множество аттракторов. Осуществление конкретной ветви развития в этой ситуации осуществляется не путем взаимоисключения, а по принципу дополнения. Виртуальное сообщество видится нам как один из путей самоотождествления игровой личности. При всей необязательности существования конкретных виртуальных сообществ, их появление как нового социального феномена нельзя отнести к случайностям. Основным фактором, инициирующим этот процесс можно считать стремление современного человека уйти от жестко детерминированной жизни социума.
Описанные тенденции позволяют нам предположить появление в скором времени виртуального неперсонального субъекта как самостоятельного участника социальных отношений. Виртуальный неперсональный субъект, как и уже существующие виртуальные сообщества, возникает в результате случайного аккумулирования интересов и устремлений определенного количества пользователей, представляющих в виртуальной реальности одну из игровых личностей. Отличает его от немотивированно объединенных сообществ направленность на совершение определенных социальных актов. Политические или экологические, культурные или социальные, экономические, просветительские, религиозные, протестные действия такого субъекта будут сочетать стихийность и организованность, случайность и заданность цели. Виртуальный субъект не поглощает собой единичные личности, не мыслится как надперсональное единство, он является более или менее кратким соединением совпадающих во времени устремлений. Не являясь коллективной личностью, такой субъект служит условием отхода от личного самоощущения и образующих его членов.
Полный текст: Желтикова И.В. Саморефлексия личности: вчера, сегодня, завтра // Особистість і суспільство в ХХІ столітті: концепції та тенденції розвитку: Науковий збірник [Текст] / [Мінво освіти і науки України; Донбаський держ. педагогічний ун-т; Полтавський нац. технічний ун-т ім. Ю. Кондратюка; Академія управління при Президентові Респ. Білорусь; Відділ філософії ІНІСН РАН / за заг. ред. Г. Є. Аляєва, Л. І. Мозгового]. –Слов’янськ: Підприємець Маторін. Б. І. – 2014. – 216 с. (рос., укр) – С. 45-58