Поддерживая изучение образа будущего, хотим обратить внимание читателей на семинар «Будущее сегодня», который ежегодно проходит в стенах Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева. В диалоге преподаватели и студенты, пытаются определить возможные тенденции развития, занимаются прогнозированием. Это междисциплинарная область исследований, которая интересна не только для философов, но и для специалистов в области политологии, социологии, экономики, культурологии и т.д. Семинар объединяет их, приглашая к обмену опытом.
Этой осенью в рамках мероприятия состоялся круглый стол, на котором был представлен оптимистический вариант глобального образа будущего с перспективой на ближайшие 50-100 лет. Предлагаем к прочтению материал, объединивший исследования на данную тему. Его автором является кандидат философских наук, руководитель семинара – Инга Владиславовна Желтикова.
«Ожидаемое будущее – штрихи к портрету» И.В. Желтикова
(Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-011-00256 А)
Здесь представлен оптимистический вариант глобального образа будущего, удаленного от нас на 50-100 лет. Основной тенденцией будущего видится дифференциация, то есть разделение мировых процессов и явлений на отдельные элементы с последующим их обособлением и развитием в разных плоскостях. В экономической сфере дифференциация будет представлена все более заметным различением групп стран по принципу используемых технологий в сфере производства и потребления. В политике – сохранением множественности форм и типов государственного устройства при увеличении степени влияния международных организаций на внутриполитические процессы. В социальной сфере дифференциация будет представлена, во-первых, обособлением образа и уровня жизни элитарных слоев от не элитарных, во-вторых, множественностью социальных практик и вариантов социального поведения, моделями личностной самоидентификации, близкими к произвольным. В духовной сфере следует ожидать снижения значимости науки и образования, роли традиционных религий и возрастание количества альтернативных духовных практик.
Оптимистичность данного видения будущего исходит из надежды на то, что принцип «разумного эгоизма» обеспечит два условия, необходимые для выживания человечества: 1) позитивное решение экологических проблем не только на уровне прекращения нанесения дальнейшего урона окружающей среде, но и через переход к постепенному исправлению уже причиненного вреда, 2) воздержание человечества от глобальной войны. Соблюдение данных условий позволит реализоваться тенденциям, существующим в нашем настоящем и имеющим возможность развернуться в будущем.
Развитие экономики будет напрямую зависеть от научных технологий, того, где они осуществляются и насколько уровень развития государства позволяет использовать эти разработки. С точки зрения использования передовых технологий, страны разделятся на три группы. К первой группе будут относится страны, производящие и использующие наиболее совершенные технологии. При этом в самой первой группе можно будет выделить страны 1А и 1Б. Подгруппа 1А объединит страны с крупными центрами научно-технологических разработок. Едва ли эти центры будут носить узконациональных характер, но и в прямом смысле транснациональными они тоже не будут. Тут видится региональная локализация центров с более и менее активным участием в их работе национальных правительств и достаточно ревностное соблюдение закрытого патентного права. Новейшие технологии не только не будут становиться всеобщим достоянием, но и с момента своего создания станут претворяться в жизнь в строгом соответствии с «уровнем доступа» страны или социальной группы. Северная Америка, Европа, Дальний Восток и Аравия – вот вероятные регионы локализации крупных научных центров. В странах, причастных к получению передовых научных технологий, будут использоваться все наиболее перспективные разработки, «пилотные проекты» или «технологии завтрашнего дня» Возможность их использования будет ограничена странами подгруппы 1А. В результате их применения в этих странах высокий уровень жизни будет характерен для всех социальных слоев, промышленное производство и наземный транспорт будут сведены к минимуму, место мегаполисов займут эко-города, повседневная жизнь будет проходить в среде, максимально приближенной к природной. Основным источником энергии здесь будут выступать неограниченные ресурсы солнечного света, ветра, приливов.
Страны подгруппы 1Б – это высокоразвитые страны, использующие передовые технологии в производстве, но не участвующие в их получении. Поэтому им окажутся доступны технологии «на экспорт» или «технологии сегодняшнего дня», а именно те, которые решит пустить для массового использования подгруппа 1А. Для этих стран будет характерен высокий уровень жизни с использованием в быту научно-технологических инноваций и так же, как и в группе 1А, относительно невысокая социальная дифференциация.
Страны второй группы будут использовать устаревающие технологии «вчерашнего дня», практически вышедшие из употребления в первой группе. Основными здесь будут технологии с использованием органического топлива, поставщиком которого будут страны третьей группы. В этих странах будет наблюдаться ощутимая дифференциация социальных групп, в том числе и по доступности бытового использования технологий на уровне стран 1Б. Это страны с сохранившимся различием городской и сельской среды, развитыми транспортными магистралями, мегаполисами и небольшими городами. Наиболее технологически развитой в них будет сельскохозяйственная отрасль, очень ограниченно присутствующая в странах первой группы.
Экономика стран третьей группы будет строиться на использовании низкоэффективных «бросовых технологий», ориентированных на добычу исчерпаемых источников энергии. В этих странах будет наблюдаться серьезное социальное расслоение, при котором элитарным и близким к ним группам будут доступны технологии второй и первой группы. В сельском хозяйстве так же, как и в промышленности, будут присутствовать давно устаревшие методы.
Возможно, что сохранятся и будут искусственно поддерживаться «реликтовые общества» и «реликтовые социальные группы» внутри развитых обществ, не желающие (например, по религиозным соображениям) или не способные использовать научно-технические открытия. Их существование будет поддерживаться частично за счет самообеспечения, частично за счет экономической помощи извне.
Функционирование производства будет основываться на использовании «черных ящиков» — полностью готовых к работе, не требующих специальных навыков обслуживания агрегатов от автоматической кухни на бытовом уровне, до автоматизированных производственных цехов. Такая производственная модель будет подразумевать абсолютную закрытость для пользователя принципов работы механизма и его устройства, что приведет к появлению отдельной профессии, специалисты которой будут обеспечивать «непрозрачность» технологии, заложенной в устройстве.
На политической арене сохранится разнообразие форм и типов правления, «открытые» и «закрытые» общества, при увеличении роли международных организаций в решении вопросов войны и мира и планетарной экологической безопасности. Транснациональные инвестиционные центры будут создавать «видимые», а не «теневые» политические институты, регулирующие распределение технологий и ресурсов. Локальные конфликты с применением военной силы сохранятся, однако большинство национальных элит в них будет преследовать личные интересы приобщения к технологиям уровня 1Б.
Принципиально новой сферой деятельности станет opinion-constructing (конструирование общественного мнения). Задачей опиньон-конструкторов будет использование комплексных методов для создания желаемого образа реальности в целом или, менее глобально, какого-либо процесса, товара, личности. Специалисты этой области будут работать как в государственных структурах, бизнесе, науке, так и в СМИ, сферах искусства, образования и услуг, формируя нужное отношение путем фильтрации и подбора информации, поступающей из различных типов источников, ее координации с учетом знания психологии. В результате деятельности opinion-constructing образ социальной реальности будет неустойчив и множественен. Целостное представление о мире и обществе будет результатом индивидуальных усилий и скорее исключением из правил, чем нормой.
Серьезной проблемой в ситуации все возрастающего объема доступной информации станет не ее получение, а ее критическая оценка и способность выделения нужных сведений из лавины случайных и недостоверных. В связи с автоматизацией производства и применением принципа «черного ящика» потребность в хорошо образованных специалистах резко упадет, что окажет непосредственное влияние на систему образования. Уровень общего обязательного образования качественно понизится. Такие предметы, как литература, алгебра, физика, химия, астрономия, исчезнут из программы общеобразовательных школ. История, обществознание, биология сильно изменятся в сторону фрагментарности, несистемности преподаваемых знаний. Умение логически мыслить и критически оценивать информацию в общеобразовательных учебных заведениях формироваться не будет. Вместо этого будет прививаться убеждение в важности личного мнения, права на его выражение и отстаивание вне зависимости от обоснованности позиции и компетентности носителя. Школьное образование будет носить развлекательный характер, устойчивые навыки чтения, письма и счета не будут его первоочередной задачей. Желание учится перестанет быть социально одобряемой установкой.
Вместе с тем будет существовать достаточно открытая система конкурсного отбора обучающихся, демонстрирующих желание получать системные и углубленные знания. Ее целью будет выявление не только природно одаренных детей, но и тех, кто готов прикладывать систематические усилий в процессе обучения. Наряду с массовыми школами и университетами будут существовать учебные заведения, различающиеся уровнем сложности предоставляемого образования – от школ с основами базовых наук до школ с углубленным изучением конкретных областей знаний, но количество этих школ будет невелико. Такое «не общее» образование будет носить ярко выраженный иерархический характер, в том числе и по социальному принципу, но и в его ступенях, за исключением школ и университетов, располагающихся на «верхушке» образовательной пирамиды, не будет установки на формирование целостной картины мира. Собственно новая элита будет в первую очередь связана с уровнем системности образования, способностью работать с информационными источниками различных типов, и, главное, с наличием целостной картины мира.
В целом уровень и продолжительность жизни повысятся. Многие открытия в медицине станут доступными не только для элитарных слоев, но распространятся повсеместно. Прирост населения остановится на 10 миллиардах и начнет медленно сокращаться. При всех различиях между социальными слоями (большей степени в странах второй и третьей групп) удовлетворенность своим положением у большинства населения будет высокой. Среднестатистический человек будущего будет доволен собой и своим положением в социуме, удовлетворен состоянием политической и экономической сфер. Причина высокого уровня удовлетворенности жизнью будет заключаться в изменившемся принципе самосознания – отсутствие общей картины мира и социальной реальности, невозможность объективной оценки своего положения в рамках социальной группы и различных групп друг с другом, фрагментированность информации приведет человека к некритичному восприятию себя в окружающем мире.
Будет существовать множество типов личностного самоопределения не только в сфере произвольного выбора пола и гендерной роли, но и в выборе образа жизни. Люди будущего будут в меньшей степени привязаны к определенной профессии и месту жительства, традициям и социальным ролям. Значительно важнее для них будут гедонистические ценности. Возникнут поли-личностные группы, включающие определенные социальные роли и функции и конкретный набор их носителей, при изменчивости выполняемых ролей отдельным индивидом. Наряду с моно-личностями будут существовать и индивидуальные поли-личности – индивиды, сочетающие в одном теле несколько социальных ролей, типов поведения, ценностных установок. Изменятся типы семейных отношений и наряду с традиционной моногамной семьей с разнополыми или однополыми партнерами возникнут иные типы близких межличностных отношений. Понизится значимость родственных связей. Все это приведет к размыванию механизма межпоколенческой трансляции традиций и культурных стереотипов, что сделает традиционное культурное наследие крайне уязвимым и вытесняемым неустойчивыми новаторскими формами культуры.
Развитие искусства также будет носить групповой характер. Ни глобальная, ни национальные культуры не будут определяющими для человека. Создание новых произведений изначально будет носить субкультурный характер, включающий не только определенный характер произведений, но и каналы их трансляции, время создания и актуального функционирования. Мировоззренческие системы традиционных религий окажутся слишком сложны для интеллектуально ослабленного человека, поэтому возникнут их «упрощенные варианты». В большинстве же своем религиозные системы окажутся вытесненными квази-мифологическими представлениями и культами.
Полная версия статьи:
http://abyss.su/_media/abyss_issue/5/zheltikova_ozhidaemoe_budusche_shtrxi_k_portretu.pdf